Старая версия сайта Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская художественная
школа №2 г. Уфа

XII ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ИМ.А.Э.ТЮЛЬКИНА

12.11.2023

В Уфе вновь прошел Всероссийский конкурс детского художественного творчества им. А.Э. Тюлькина, где участвовали юные художники от 4-х до 17-ти лет. На конкурс были представлены композиции учащихся художественных школ, школ искусств и творческих центров различных городов России.

Работы (около 1450) рассматривались по номинациям: живопись (в условиях данного проекта − это акварель, гуашь), графика (уникальная, печатная), декоративно-прикладное искусство, скульптура. На конкурсе были заданы следующие темы: «Памятным датам российской истории посвящается», «Веселый переполох» (по творчеству детских поэтов), свободная тема.

Жюри (председатель – Т. Х. Масалимов, график, член СХ России, профессор, декан художественно-графического факультета БГПУ им. Акмуллы) отметило достаточно высокий уровень детских работ: хорошее владение материалом и техникой.

Самое большое количество композиций было представлено по теме «Памятным датам российской истории посвящается». Интерес к этой теме не случаен, так как в этом году наша страна отметила большую дату − 70-летие победы в ВОВ. Великая Отечественная война – одна из героических страниц в истории нашей многонациональной Родины. В те суровые годы весь наш народ поднялся на защиту Отчизны. Юные конкурсанты готовили эту тему по книгам, альбомам, кинолентам, рассказам фронтовиков.

Из большого количества просмотренных работ жюри присудило Гран-при ученице ХО ДШИ п. Чишмы Азалии Нугумановой за работу «Возвращение с войны» (11 лет, гелиевая ручка, преп. Хабибуллина Э. С.). Композиция сложная, многофигурная, при этом работа выглядит выразительно и гармонично. С большим чувством девочка показала радость людей, победивших нацизм. В композиции нет надуманности, театральности.

Нельзя не отметить работу 7-ми летней Даши Будаковой «Разведчицы» (акварель, гуашь, ДХШ г. Нефтекамск, преп. Гилязова З. Х.). Девочка акцентирует внимание на соотношение красного и зеленого цвета, где красный фон – это образ войны, а зеленым она изображает девушек-разведчиц. Работа отличается острым чувством цветового единства и лаконичностью сюжета.

Вадим Злобин (13 лет, гуашь, ДХШ г. Кумертау, преп. Валиулина Л. А.) в своей работе «И поет мне в землянке гармонь …» с большой теплотой пишет простого русского солдата, играющего на гармошке мелодию популярной военной песни. Лирический настрой темы решается в лучших традициях русской реалистической школы.

Среди ребят старшей возрастной группы (14 – 17 лет) лучшей стала композиция Карины Гайфуллиной «Прощание» (15 лет, гуашь, ДШИ № 3 г. Уфа, преп. Мухаметдинов З. З.). Работа очень светлая, чистая, но немного грустная. Действие происходит на фоне цветущей весенней природы

К наиболее удачным листам, выполненным в технике уникальной графики следует отнести работу Даны Атангуловой «Рынок» (15 лет, бум., уголь, ДХШ № 2 г. Уфа, преп. Баймухаметов А. Г.). На переднем плане в прямоугольнике окна изображен продавец в шапке-ушанке и в скромном пальто военного образца. Полупустой прилавок рождает пронзительное чувство того страшного и жестокого, что перенесла наша страна.

Анастасия Бляшева в композиции «Встреча однополчан» (10 лет, гелиевая ручка, ХО ДШИ п. Чишмы, преп. Хабибуллина Э. С.) тепло и с большим чувством показала радость встречи ветеранов ВОВ, принесших большую победу, которую никогда не забудут наши потомки.

Созерцая работу Динары Давлетбаевой «Помню» (13 лет, гуашь, ХО ДШИ п. Бакалы, преп. Даутова А. В.), невольно вспоминаются строки из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»:

 

И чтоб знали, чем силен,

Скажем откровенно:

красотою наделен

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой – героем …

Динара изобразила убеленного сединами деда, чья молодость пала на войну.  Именно такие простые люди ковали нашу победу.

Блокада города Ленинграда – особая тема в творчестве наших детей. Каким страшным документом стал дневник Тани Савичевой, где она писала жуткую правду о гибели своих близких. Коллективная работа детей из ДХШ г. Нефтекамска «Дневник Тани Савичевой» (Диана Щедрина 14 лет, Регина Батырова 13 лет, Галия Гайсина 13 лет, преп. Гилязова З. Ф., выполненная в технике войлочного валяния, правдиво и глубоко донесла жизнь ленинградской школьницы в ту жестокую зиму 1941 – 1942 годов).

В различных техниках юные авторы изображают события Великой Отечественной войны. Так в технике шамот, ангобы создает Милана Насретдинова композицию «Минута затишья» (10 лет, ЦД(Ю) Т.Т. г. Уфа, преп. Насибуллина А. А.). Работа выполнена тепло, с хорошим детским воображением.

Мало известный факт, но с 1943 года разрешили носить награды времен Первой Мировой войны. И многие фронтовики с гордостью надели свои георгиевские кресты. Славную героическую историю нашей страны надо чтить и помнить. И, конечно, как не вспомнить юных девушек, которые добровольно шли на фронт и там ухаживали за раненными. Лена Казанцева из п. Чишмы (9 лет, граттаж, преп. Хабибуллина Э. С.) в композиции «Сестры милосердия»,  используя стилизованную манеру, изобразила сестер милосердия. Их тревожное состояние передано контрастом черного и белого.

Детская фантазия неисчерпаема. Юные художники пишут бытовые сцены, пейзажи, портреты, легенды. Из большого числа детских работ, созданных по теме «Веселый переполох» юные авторы должны были подготовить иллюстрации к детским книгам. Одной из лучших стала композиция 6-ти летней Ренаты Резвановой «Лиса и журавль». (картонография, «Художка» г. Уфа, преп. Валишина Р. И.). Вглядываясь в работу Ренаты, думаешь, как сложно в таком возрасте заниматься печатной графикой. Рената выбрала в гравюре одноцветное решение. Лист получился понятным, простым и лаконичным.

Сказка развивает детское воображение, где ребенок уподобляется то лисичке, то журавлю. Она играет неоценимую роль в формировании поведения ребенка  в реальной жизни, обучает детей народной мудрости, смекалке, пониманию добра и зла.

Среди ярких, жизнерадостных детских работ выделяется лист Полины Вороновой «Птичья принцесса» (7 лет, масляная пастель, ДХШ № 1 г. Стерлитамак, преп. Урывская Е. И.). На фоне сказочного сада девочка изобразила птицу с богатым оперением, чья голова украшена короной. Мажорный насыщенный цвет создает волшебную красоту композиции.

Лирические сюжеты детских сказок соседствуют с национальными башкирскими легендами, эпосом. Поэтичны и красивы башкирские легенды о небесных светилах, горах, реках. Одна из них «Айсылу». В одном из вариантов данной легенды повествуется о злой мачехе и девушке-сироте, которую в лунную ночь отправили за водой. Такой нежной, трогательной мы видим ее в работе Вики Лисицкой «Легенда об Айсылу» (10 лет, гравюра на картоне, ДХШ № 2 г. Уфа, преп. Иванаева В.В.).

Большое пространство для творчества вызвала, как всегда, свободная тема, где с помощью карандаша, кисти, бумаги дети передавали свое видение окружающего мира. Юные художники смогли разглядеть то важное, доброе, хорошее, что рядом с нами – и что часто мы сами не замечаем в напряженном ритме жизни. Замечательно смотрится работа Насти Карнауховой «Пасхальная трапеза» (9 лет, гуашь, преп. Борисова Н. П., ДХШ № 2 г. Уфа). Пасха один из самых светлых православных праздников. Торжественно и чинно сидит семья за праздничным столом, а за окном виден силуэт белоснежной церкви, голубое  небо с плывущими облаками. Лист проникнут теплым, радостным состоянием души, гармонией окружающего мира.

Работа Таисии Дудиной «Купеческая слобода» ( 13 лет, пастель, ДХШ №1, г. Курган, преп. Аросланова И.А.) показывает провинциальный русский город с его патриархальным укладом жизни. На переднем плане выделяется фигура уличного продавца (коробейника) с подносом снеди на голове. Богатый колорит, любовно переданные детали показывают спокойную жизнь русской купеческой слободы 19 века.

Дети очень любят работать с цветом. В технике пастели создает 7-ми летняя Алина Сайфуллина лист «Юные художники». Она изображает свой портрет с братиком (творческая мастерская «Акварелька», преп. Тулумбаева З. С.). Чистая, красивая, легкая композиция  светится всеми цветами радуги и отсюда рождается просветленный живописный мотив.

В технике же масляной пастели пишет свою  работу Яна Медякова «Каток» (7 лет, ДХШ № 1 г. Стерлитамак, преп. Гребнев А. С.). Композиция выполнена очень динамично, отличается богатой цветовой палитрой, где особенно завораживает сверкающий, искрящий лед.

И пожалуй один из самых больших успехов выпал на триптих Алсу Диваевой «Малая родина» (14 лет, акрил, ДХШ № 2 г. Уфа, преп. Гилязетдинов С. М.). Достоинством картины является способность увидеть поэтическое в обыденном, подлинно эстетическое в жизненной незамысловатости. Всмотритесь, с какой любовью девушка пишет деревянные домики, утопающие в зелени цветов и растений, простой крестьянский быт. Композиция целостна как в изображении пейзажа, так и в жанровой сцене.

Хорошее владение техникой простого карандаша показала Мария Нигматуллина «Подземный переход» (14 лет, ДХШ № 2 г. Уфа, преп. Самосюк Б. А.). Автор изображает подземный переход, где спешащие по своим делам пешеходы не обращают внимание на одиноко сидящую девушку. Сложная тема подросткового одиночества, непонимание окружающих людей – это та очень сложная тема, которую так глубоко и проникновенно поднимает юная художница.

Одна из любимых техник – линогравюра. Здесь интересна композиция Карины Филатовой «Гости ушли» (11 лет, Art школа ДХШ № 1 г. Стерлитамак, преп. Шиканов А. М.). Девочка мастерски владеет техникой, что позволяет точно передать ритм белых тарелок, тонкую стилизованную фигурку хозяйки, выполненную черным цветом.

Диана Камалетдинова в работе «Пастух» (7 лет, линогравюра, студия «Стриж» г. Уфа, преп. Кондрашова Я. Е) изображает гору с растущими полевыми травами, стилизованную фигуру маленького пастушка, сидящего на лошадке, небо с плывущими облаками.  Все это придает работе выразительность и романтично-лирическое настроение.

Полина Аглиуллина создает гравюру на картоне «Утро в Москве» (14 лет, «Художка» Г. Уфа, преп. Голубев Г. Е.). Полина изобразила раннее московское утро, пробуждающиеся дома, деревья. Некое минорное настроение создается сочетанием белых и черных линий.

В последние годы широкое распространение в  детских художественных школах получил детский экслибрис. Карина Судуткина свою работу посвятила памяти Марины Цветаевой. Линогравюра создавалось на основе изучения биографии и творчества поэтессы. Силуэт фигуры, летящей над ночным городом, смотрится как  некое воплощение души самой Марины Цветаевой.

В номинации декоративно-прикладное искусство следует отметить коллективную работу «Йэйлэу» (Насгуль Валеева (9 лет),  Руслан Исмагилов  (9 лет),  Лиана  Мусалямова (9 лет) войлочное валяние, БДХШ г. Сибай, преп. Янчурина Я. М.). Пластический узор композиции, решенный в национальной (тюркской) тематике, наполнен образным содержанием, дает декоративно-орнаментальную композицию.

В номинации «Скульптура» выделяется работа Даниила Зайцева «Печально я гляжу на наше поколение» (14 лет, РХГИ им. К. С. Девлеткильдеева г. Уфа, преп. Гасачинская Л. А.) и Влады Соколовой «Адель» (15 лет, гипс, ДХШ № 2 г. Уфа, преп. Зеленин А. М.).

Хотелось бы отметить юных художников из изостудии «Крылья» лицей «Содружество» (преп. Хабибуллина Л. Н.), которые показали очень хорошие работы, отмеченные дипломами конкурса.

Каждый конкурс посвященный памяти А. Э. Тюлькина имел разную тематику, но неизменным оставалась цель конкурса – возродить в детском творчестве традиции старейших художников: А. Э. Тюлькина, К. С. Девлеткильдеева, П. М. Лебедева, П. В. Малькова, И. И. Урядова, М. Н. Елгаштину, А. П. Лежнева – мастеров, которые стояли у истоков башкирской профессиональной живописи. Конкурс памяти А. Э. Тюлькина будет продолжаться. Дорогие юные художники, при подготовке к новому конкурсу вспоминайте слова нашего великого земляка А. Э. Тюлькина: «…Я люблю фантазию. Прошел через все направления в живописи XX века. Но в итоге своей жизни пришел к выводу, что выше натуры, выше жизни нет ничего. Надо все брать только из жизни. Фантазию – тоже! Жизнь – бездна!»

Ирина Севастьянова, искусствовед,

Заслуженный работник культуры РБ