Старая версия сайта Версия для слабовидящих
logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская художественная
школа №2 г. Уфа

Дисциплины

На основном курсе обучения в художественной школе преподаются: рисунок, живопись, композиция, скульптура, печатная графика, декоративно-прикладное искусство, история искусств, пленэр.

РИСУНОК

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессиональной подготовки юного художника. Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» писал: «Юношам, которые хотят совершенствоваться в науках и искусстве, прежде всего надо научиться рисовать».

Наши воспитанники выполняют многие свои работы с натуры, где они стараются четко определить главное, отбросить или, наоборот, акцентировать отдельные детали. Рисунок призван определить конструкцию предмета, пропорции, характеристику отдельных форм и предметов в целом. Ученики художественной школы используют различные графические материалы (карандаш, тушь, перо, сангина, уголь, сепия, маркеры и т. д.).

ЖИВОПИСЬ

Живопись – это один из видов изобразительного искусства, который особенно часто встречается на детских выставках. Большинство юных художников с увлечением работают цветом, так как с помощью красок можно полно и эмоционально передать окружающую действительность. Дети на практике знакомятся с техникой работы акварелью и гуашью. В классах профессиональной ориентации изучаются методы работы темперой и акриловыми красками. Многие наши воспитанники наделены природным колористическим чувством. Одним ребятам ближе неброская прелесть природы, другие, наоборот, предпочитают звонкие, яркие краски, и тогда рождаются произведения декоративного звучания.

КОМПОЗИЦИЯ

В процессе обучения большое место уделяется композиции (от лат. componere «сочинять», «располагать», «составлять»). Для детей это визуальное сочинение на заданную тему, где воспитанники компонуют объемы, линии, пятна цвета и света, стремясь к выразительности и целостности образа в своих работах. Работая над композицией, дети создают предварительные эскизы, изображающие всевозможные сюжеты произведения, затем из них выбирается единственно подходящий.

Давая основы академического рисунка, знакомя с основами живописи и композиции, наши преподаватели стараются с одной стороны сохранить живой мир детства, а с другой дать профессиональную подготовку.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура – один из предметов, где дети имеют дело с объемом и пространством. Реальная, а не изображенная трехмерность представляет главную особенность этого искусства. На уроках скульптуры детей учат особой восприимчивости к объему, которую профессионалы обычно называют «чувством формы». Это чувство мы стараемся развить у наших воспитанников также, как чувство цвета у живописцев. Постижение объема дети начинают с осязания, ощупывая предмет пальцами и первоначально работая с пластилином, а также гипсом и глиной. В условиях ДХШ ребята в основном занимаются скульптурой малых форм, имеющих круговой обзор (так называемой «круглой») и рельефом.

В процесс преподавания скульптуры органично вошел раздел керамики. Создавая пластические композиции, наши воспитанники осуществляют сложный сюжетный замысел, организуют различные фигуры и формы в единое художественное произведение.

ДПИ

В мастерской декоративно-прикладного искусства учащиеся с увлечением занимаются батиком, гобеленом, вышивкой, лоскутным шитьем, куклой-образом и др. На занятиях батиком изучаются все современные виды росписи тканей, в том числе холодный и горячий батики. Учащиеся знакомятся с многообразными техническими приемами. При работе над гобеленом дети знакомятся с гладким гобеленовым, ворсовым и закладным ткачеством. Данные техники применяются детьми для выполнения собственных композиций.

Наши воспитанники также занимаются вышивкой и моделированием костюмов. Многие декоративные изделия дети выполняют, основываясь на традициях народных художественных промыслов.

В последнее время у учащихся популярна техника пэчворка (лоскутного шитья). Юные авторы с большим увлечением из множества разноцветных лоскутков создают композиции покрывал-панно. Также ребята любят работать с войлоком. Искусство ковроделия, войлочного валяния одно из наиболее ярких направлений декоративно-прикладного искусства.

ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА

Значительное место в процессе обучения отводится занятиям печатной графикой, где дети пробуют свои силы в различных техниках гравюры (линогравюра, гравюра на картоне, монотипия, сухая игла). Графические листы, которые представляют наши ребята на выставках, отличаются индивидуальностью решения и образной выразительностью.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

 

История искусств – это теоретический предмет в ДХШ, где дети знакомятся с историей зарубежного и отечественного искусства. На занятиях учащиеся изучают шедевры живописи, скульптуры и архитектуры. Уроки проводятся в виде лекций, семинаров на основе иллюстративного видеоряда, показываемого на экране телевизора. Дети периодически пишут рефераты и доклады на заданные темы.

Основная задача данной дисциплины просвещение и воспитание подрастающего поколения на основе изучения шедевров мирового искусства, лучших образцов народного творчества, в том числе многонациональной культуры Башкортостана. История искусств один из самых любимых предметов в школе. Поэтому нередко наши ученики после окончания ДХШ выбирают профессию искусствоведа.

Занятия учащихся на пленэре.

ПЛЕНЭР

Дважды в год (осенью и в начале лета) ученики ДХШ проходят пленэрную практику. Пленэр (от фр. en plein air «на открытом воздухе») живописная техника изображения объекта при естественном свете и в естественных условиях. Юные художники с большой любовью пишут улицы, парки, скверы, аллеи, архитектурные памятники родного города.

В практике нашей школы существуют и выездные пленэры, когда с этюдником за плечами наши воспитанники вместе со своими преподавателями ходят в походы по живописным местам Башкортостана и привозят из своих творческих экспедиций прекрасные рисунки и живописные работы.

Пленэрные работы учеников школы с большим успехом демонстрировались в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы, Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова. В ноябре 2011 года в выставочном зале «Эрмитаж» Башкирского государственного театра оперы и балета прошла выставка пленэрных работ наших ребят «Мой город». Экспозицию этой выставки составили рисунки детей 10-15 лет, выполненные в самых разнообразных техниках акварель, гуашь, карандаш, сепия, уголь, гелиевая ручка, маркер.